Название у выставки (как и у её предшественницы-лаборатории) двойное, и это неслучайно. «Природа в городе» — словосочетание, которое понятно каждому, но при этом у каждого будет абсолютно разное представление об этой природе. «Нечеловеческие гетеротопии» — намеренное усложнение темы, обращение к проблемам современной философии природы и постгуманизма, экологии и этики, которые не лежат на поверхности повседневной жизни.
Термин «гетеротопия» был введён в теорию культуры французским мыслителем Мишелем Фуко. Он обозначает нетипичные пространственно-временные зоны в культуре и в городе (такие, как корабль, библиотека или архив, кладбище или тюрьма, больница), где социальные правила и ощущение темпоральности формируются и существуют по другим законам. Добавляя к слову «гетеротопия» ещё одно — «нечеловеческий», мы смещаем нашу собственную оптику в сторону всех тех, кто не является человеком, то есть в сторону растений, рек, грибов, лишайников, птиц и насекомых. В нашем исследовании такими «нечеловеческими гетеротопиями» стали пустыри и заброшенные территории в городе, которые с биологической и философской точки зрения не являются «пустыми»: здесь трудятся и живут сотни организмов, воспринимающие эти пространства как потенциально свободные, где пока отсутствует тоталитарный контроль городской хозяйственной деятельности. Пытаясь деконструировать человеческий взгляд на эти территории, участники в ходе лаборатории создали арт-зин «Речная Гетеротопия». Это альтернативный путеводитель и заметки, иногда ироничные и абсурдные, о неурбанизированной части набережной реки Карповка (от Карповского до Барочного моста), который будет представлен на выставке в первом зале.
Вторая часть выставки — это предложение поразмышлять о том, как мы могли бы критически отнестись к мировоззрению, ориентированному только на человека, и дуализму между природой и культурой. Здесь решается проблема художественного осмысления процесса взаимодействия с нечеловеческими агентами. Это рефлексия художников и участников лаборатории на тему сосуществования, движущей силой которой являются и риторические вопросы, и сомнение, и наоборот, спекуляция, или любопытство, забота, вдумчивое наблюдение или даже ритуальные обряды. Выставка сродни мысленному упражнению, в результате выполнения которого можно увидеть намеченные альтернативные способы этически и экологически сбалансированных отношений между нами и нечеловеческими субъектами.
Дарья Болдырева, куратор выставки