Прогулка сделана в рамках лаборатории (не) тихий ход
проекта cityСкрепы
Медитация
Алексей Бережной
В рамках программы я решил взглянуть на городскую звуковую среду через призму «нью-эйдж» культуры. В частности, особый интерес для меня представляют практики осознанности и медитация, а также то, как они влияют на восприятие и отношение человека к звуку (и на звуковое искусство в целом).

Многие техники медитации долгое время ассоциировалась с единением человека и окружающего мира, который зачастую был представлен живой природой в глазах практикующих людей. Идеей единения человека и города пренебрегали, отбрасывая антропогенные и индустриальные звуки в категорию «шумового загрязнения». Таким образом многие горожане воспринимают жизнь в городской звуковой среде как вынужденную меру, распространяя ярлык «загрязнения» на все звуки, которые слышит в городе. На мой взгляд, сегодня, в эпоху острых социальных перемен, пандемии и самоизоляции, необходимо пересмотреть наше отношение к повседневным и рутинным звукам внутри города и квартир, которые долгое время представляют новую естественную среду обитания современного городского жителя. И в этой новой естественности деление звуков на природные/техногенные/антропогенные, приятные/неприятные в определенные моменты кажется культурным пережитком или, по крайней мере, вызывает вопросы.
Возможно выполнение в любой точке города
В данной практике я предлагаю взглянуть иначе на город как источник различных звуков посредством практики медитации в центре Санкт-Петербурга. В качестве локации была выбрана площадь Ломоносова, которая окружена дорогами и зданиями, находится у набережной реки Фонтанки, и является точкой с интересным и разнообразным звуковым ландшафтом.

Медитация в нестандартных звуковых условиях направлена на принятие окружающего шума, практику вслушивания в конкретные звуки без фокусирования на их источниках. Таким образом роль якоря здесь выполняет не дыхание (как в базовых практиках медитации), а звук непосредственно.
Инструкция
По мере выполнения не стоит чрезмерно концентрироваться на описанных выше идеях и возможных эффектах, так как практика предполагает открытую и свободную позицию участника, отсутствие ожиданий как таковых.
1
Сесть/встать/лечь в удобную позу.
2
Прикрыть глаза.
3
Направить внимание на звуки (когда ловите себя на какой-либо мысли, возвращайте фокус внимания к звукам).
4
Медитировать 10−30 мин, чтобы не отвлекаться, можно поставить таймер.
Автор прогулки
Алексей Бережной
саунд-артист, исследователь звука
"if you accept all sounding sounds atm
you are most likely to enjoy it" — Саша Захаренко (Perila)
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website